2 июл. 2017 г.

использование ERP-систем на предприятиях - год текущий...

Сергей Михалев,
компания Элдике-Системы (LDS-Consulting)


Поводом для написания этой статьи был подведение итогов работы в компании ИЛАДА, разработчика системы управления предприятием. Было много переговоров с ИТ-директорами, руководителями компаний, директорами производств, специалистами и менеджерами компаний-конкурентов.

Статья не рекламная, она о текущей ситуации вокруг управления предприятием, автоматизации, ERP-системах существующих и внедряемых сегодня по разным причинам.

В целом ситуацию на рынке управления предприятием можно описать одной известной фразой, “если работает, то лучше не трогать, но уж если трогать, то проверенным способом”. Проверенных способов при всем многообразии существующих на сегодня систем автоматизации увы не много. Как выразился один из казанских ИТ-директоров крупной компании, рынок сложился так, что для крупных компаний есть SAP, для малых - 1С”. Спорить можно, доказывать, что это не так и есть масса других систем, которые работают у клиентов, но как правило они были внедрены в 2000-2008 годах, и за последнее время владельцы таких систем все более разочарованно смотрят в сторону тех, кто на уровне корпоративной политики спускает сверху все те же два варианта.
Рынок ERP-систем замер в ожидании. Компании у кого внедрены Галактика, Парус, Infor и т.п. не торопятся менять системы и настороженно смотрят за движением госкорпораций и владельцев холдингов, которые повсеместно пропихивают 1с. И если в сегменте CRM-решений, просматривается оживленная картина, то в решениях ERP грядет эра повсеместного 1с. ИТ-руководитель руководствуется вескими доводами в пользу применения 1с и настороженного знакомства с иными решениями. Здесь появляются такие аргументы как наличие локального партнера в регионе, который по первому зову прибежит и будет доделывать или исправлять то, что создали предшественники. 1С так уже приучил всех к той мысли, что без поддержки система не жизнеспособна, что если нет обновления, то гарантий работоспособности системы дать никто не может. Но хочется оспорить это, поскольку уже многие системы обновляются без присутствия локального партнера (обновляется вот у меня антивирус на комьютере и я знать не знаю о локальном партнере, который мне будет рассказывать о том, что без него у меня система будет нежизнеспособна и кроме как через него проблемы не решить.
Мне стало интересно поднять публикации о выборе ERP-систем, результат - актуальность их потерялась на рубеже 2008-2010 года, т.е. не стоит сейчас задачи выбора, он уже определен. Вопрос лишь в выборе локального партнера кто будет делать внедрение.
Но к сожалению такая приверженность одной компании создает определенные неудобства.

В первую очередь - это привязанность к разработчику. Но так уж сложился этот рынок, что ни одна компания не гарантирует преемственность данных и работы их на другой системе. Т.е. если уж ты начал создавать управление предприятием на 1с, то судьба твоя уже предрешена и перенос системы на какое-либо другое решение - это головная боль руководителя компании, и  решается она кардинально - максимум переносом справочников из одной системы в другую. Все остальные настройки, бизнес-процессы, интерфейсы и т.п. будут создаваться заново в ручную, новым разработчиком или его партнером-внедренцем. Хорошо, если они были каким-либо образом описаны, иначе консалтинг поможет сделать все с нуля, взяв за это существенные средства на аудит и описание того, что уже работало.
Поскольку я не являюсь партнером 1с и не занимаюсь внедрением этих решений, моя цель при общении с клиентами была выяснить аргументы, по которым сегодня ИТ-руководитель выбирает систему и причины такой замены. Один из аргументом я уже привел - это наличие локального партнера, а поскольку предлагаемое мною решение не имело развитой партнерской сети партнеров-внедренцев то по первому аргументу я проигрывал. Следующим аргументом называлось необходимость интеграции все с той же 1с, - но что интегрировать и и зачем - в этом есть некоторые различия. Для кого-то важно чтобы бухгалтерия 1с работала и ее нужно интегрировать в новую ERP, для других необходимость синхронизации данных с иными системами, такими как MAX+. Встречаются до сих пор решения на Foxpro, из здесь работает все тот же принцип - не трогай пока работает.
Да, надо отметить такой момент, что по неведомой причине в нашей стране в промышленном предприятии производство автоматизируется в последнюю очередь, если до него доходят руки. И как правило автоматизация начинается с бухгалтерии. Мне как директору компании, коммерсанту не понятен такой порыв автоматизировать учет того, что не позволяет повышать прибыль компании поскольку прибыль может быть либо за счет появления новых продаж, а это развитие производства, новые клиенты, новые продукты, улучшение качества обслуживания и продукции и за счет этого рост выручки, либо оптимизация производства, - автоматизация, сокращение персонала, снижение затрат, запасов, закупка материалов точно в срок по объемно-календарному планированию. И где тут бухучет?
Так вот 1с до появления своей же 1с ERP не могло управлять хорошо производством, поскольку было изначально заточено своей методологией под бухучет, учет того, что уже свершилось и нужно только подсчитать и отчитаться перед законом и фискальными органами. Попытка уйти от бухгалтерской методологии 1с делались, - создавались Управление Торговлей, но объединение формализованных и неформализованных процессов удалось сделать лишь с 1с ERP.
Идея заложена хорошая, но как всегда первые релизы были сырыми, о чем признавалась сама компания 1с. Многие компании, с кем удалось пообщаться отрицательно отзывались о новом решении 1с ERP как недоделанном продукте. Но надо отдать должное, продукт дорабатывается и есть не единичные успешные внедрения этого решения. Вот только проблема так или иначе остается и она заложена самой 1с - компании неохотно переходят с 1с упп, а бухгалтерия настоятельно просит оставить их 1с Бухгалтерии. И начинаются очередные танцы партнеров с задачами по интеграции.
Но, к чему я веду?! Нет я здесь не хочу рекламировать какую-либо систему и говорить что 1с - это плохо или единственно-правильное решение. Я хотел задать основной вопрос, - как управление предприятием помогает зарабатывать и как этот показатель растет день ото дня, месяц за месяцем. Какие показатели предоставляет ИТ-директор руководителю предприятия, а он в свою очередь учредителям и инвесторам говорящие, что его ИТ-система, внедренная и работающая на предприятии создает дополнительную выручку и снижает затраты за счет оптимизации, автоматизации, высвобождении ручного труда, сокращении персонала?
Если бы эти показатели были у руководителя он бы не бегал по рынку и не искал бы локального партнера, выбирая систему исключительно по принципу хорошо известной системы, которую поддерживают много партнеров и всегда можно найти специалиста случись чего.
Если при замене ERP-системы, которая работала, обеспечивала задачи, которые от нее требуются, компания показал убыток через год после внедрения этой системы на более известную с локальным партнером. Кто виноват в том, что компания начала работать менее эффективно, выросли затраты, упала выручка? Партнер заявляет, что он внедрил систему, она работает, но показатели оценки эффективности предприятия от ИТ-системы их не было ни при старой системе, ни при новой. Причины по которым появились убытки - догадки, а не объективные данные. Ухудшилось планирование поставок, увеличились складские запасы - одна из причин которая была выявлена в ходе выяснения причин.
Очень модно сейчас стало объединять предприятия внутри одного холдинга, переводить их на единую систему управления. В разговоре с ИТ-директором одного такого предприятия он с непониманием говорил о тупом подходе к вопросу объединения и перевода всех предприятий на единую номенклатуру. В результате чего размер номенклатуры увеличился в сотни раз.
Отмечу, что вопрос правильного учета номенклатуры по прежнему диктуется от бухучета, а не от конструкторской документации. Был свидетелем, когда на встрече на крупном производственном предприятии номенклатурные справочники переносились в 1с ERP по методологии учета от поставщика, т.е. так как их учитывает бухгалтерия по накладным, а не исходя из конструкторских кодов и номеров. Понятно, что при таком подходе размер номенклатуры вырос в 15 раз и создал головную боль для производственников.
Будет крамольным сказать, но сложилось такое подозрительное чувство, что существующие производственные компании никак не считают свою эффективность относительно применения ИТ-систем управления и в силу этого не ищут пути улучшения этих показателей. О чем можно говорить, если я слышу, что директор по производству вручную делает расчет в xls табличке данных по складским запасам, закупкам материалов, а при производстве учет идет от продаж и никак не рассчитывается экономика на всех этапах производства от закупки сырья, создания полуфабрикатов, переработке отходов и выхода готовой продукции. Проблема все та же, экономисты - те же бухгалтера, считают экономику по бухучету, т.е. по фактическому выходу готовой продукции, которая отпущена покупателю.

Попытки вывести экономику производства делаются, но очень это все делается медленно, с большими опасениями, что вдруг окажется, что замененная ERP-система управления лучше справлялась с задачами, а новое внедрение кроме как затрат на покупку лицензий и оплату дорогих консультантов, никакими показателями больше отметиться не может, ни своей оценкой оптимизации процессов, ни новыми условиями при которых выросла выручка компании.
На дворе кризис, и он по разному отразился на деятельности компании, кого-то сильно тряхнуло, кого-то лишь слегка. Но вероятно что еще не так сильно, если вопросы, которые должна решать ERP-система, - а именно  поиск таких решений, оптимизация процессов происходящих внутри производства, автоматизация - до сих пор не актуальны.
Хорош известная формула роста затрат на сопровождение систем если этих систем больше одной - как факториал числа этих систем. И не открою истины если скажу, что самая оптимальная система - это одна, на которой работает весь бизнес.

Хотелось бы подвести итог этой статьи. Его можно отразить в нескольких тезисах тех показателей, о которых шла речь в статье, на основании которых необходимо делать оценку ERP-системы предприятия
1. Правильная ERP-система имеет бизнес-показатели, на основании которых ИТ-директор делает отчет владельцам и инвесторам об эффективности работы автоматизированных систем, как оптимально настроены бизнес-процессы и как их постоянное улучшение позволяет более оптимально создавать продукцию предприятия. Не за счет экономии сырья или покупки более дешевых аналогов, а за счет оптимизации процессов, замены ручного труда на роботизированные системы управления.
2. Правильная ERP-система защищена от рисков потери контроля над ее управлением, развитием. Попытка достичь этого за счет использования широко применяемых систем и большого количества обученных под нее специалистов - шаг правильный, но не единственный. Приобретение отраслевого решения, вместе с исходниками на систему и возможности самостоятельно ее сопровождать и вносить изменения, исходя из изменения рынка, процессов, - это оптимальный путь. Конечно же контроль за системой должен быть на уровне 90%, отдавая 10% самому разработчику на обновление ядра и поддержку основных инструментариев.
3. Отсутствующее сегодня, но потенциально возможная - это когда процессы созданные для управления производством в одной системе, я мог легко открыть в другой. Как я открывают файл *.doc в ином редакторе, так и здесь. Единый формат ERP-систем ждет рынок и надеюсь к этому придут рано или поздно. А до этого момента ИТ-директора будут вынуждены уповать на вложенные деньги в ERP-системы и необходимости использовать этот “багаж” при рассмотрении других решений.

Комфортного и эффективного управления!






Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы можете оставить здесь ваш комментарий