Современный мир изменяется так быстро, что человек не успевает следить и оценивать происходящие изменения. Наше поведение и работа мозга не способны отслеживать множество различных факторов и мы все больше и больше передаем функции реагирования на эти изменения роботам, способных помочь нам в различных ситуациях. В первую очередь конечно идет речь о критических ситуациях, где время принятия решения доли секунд, а от последствий зависит наша жизнь.
Сегодня мы доверяем нашу жизнь роботам и уже ни кого не удивляет, что управление полетом от взлета до посадки выполняет автопилот. Конечно же это не андроидный робот и он внешне совершенно не похож на человека, но круг его задач по управлению самолетом был передан от человека и состоит из различных запрограммированных алгоритмов управления самолетом в различных ситуациях. Существуют самолеты, где летчику уже невозможно управлять им без автопилота.
Семимильными шагами идет развитие сервисной робототехники - направления робототехники, задачи которой определены в обеспечении работы для человека или учреждений. Потребность в применении сервисных роботов определяются исходя из двух факторов:
- более эффективном выполнении работ, которые выполняет человек, сервисных роботом;
- выполнении работы, которую человек выполнить не в состоянии по физиологическим причинам (космические работы, работы в среде со смертельным уровнем радиации, высоким давлением, работы в быстро меняющейся обстановке, с частотой более 20 Гц), обработка поступающей разнообразной информации более 7 бит/сек и т.п.
Различные консалтинговые компании уже проделали большую работу по оценке этого рынка и сегодня это цифра порядка 37 млрд.$ с ростом более 26% в год.
Наступление момента принятия решения об использовании сервисных роботов у потребителей наступает по этом случае по нескольким причинам - выгода от более эфективной работы, проделываемой роботом вместо человека, получении удовольствия от взаимодействия с сервисным роботом при выполнении им новой работы (социальная поддержка одиноких пенсионеров, как пример тому), компенсация чувства страха, возникающего из-за безопасности здоровью, социальному окружению, потери информации).
Рынок сервисных роботов при таких тенденциях имеет векторный характер развития и предложений новинок своим потребителям. Начиная от поставки роботизированных комплексов с процессом внедрения программного обеспечения и обучения самой системы на основе нейронных сетей и заканчивая предложением поставки сервисных роботов по модели подписки - Robotics as a Service (RaaS). Разнообразие таких возможностей сегодня обеспечено высоким уровнем развития облачных систем хранения, искусственного интеллекта и нейроанализа.
Но почему именно сейчас происходит кардинальное изменение этого рынка и предлагаемых решений в области сервисной робототехники?
С декабря 2019 года мы внимательно следим за распространением вируса COVID-19 по всему миру и применяемых способов борьбы с этой эпидемией пандемии различными государствами. И активно начали применяться в борьбе с распространением решения в области информационных технологий, с реализацией систем контроля доступа и безопасностью граждан, способов отслеживания прав доступа и перемещений, контроля за соблюдением карантина.
Это сложная задача, со множеством быстроменяющихся факторов и необходимостью работы системы в автономном и полу-автономном режиме. Это хороший вызов сервисной робототехники в предложении достойного решения.
В чем отличие сервисной робототехники от предлагаемых программных решений? Ведь направленность задач, которые призваны решать эти системы на первый взгляд лежат в области программного обеспечения, применения различных систем контроля через gps-навигацию на наших смартфонах и контроля с помощью уличных видео-камер. Объединить их в единую информационную систему, построить решение на основе BigData обрабатывающей большой объем информации и кажется все будет - "ок". Но в том, то и дело, что сервисная робототехника отличается от просто ит-решений возможностью получения результата для человека в месте нахождения этого человека на основе получаемой информации в т.ч. от человека. Любая программа, какой бы сложной и идеальной она не была, - она нуждается в получаемых данных и выдает только данные, без выполнения какой-либо работы. Роботы нацелены на выполнение работы и пользуются программными системами для получения через них необходимых данных для выбора принимаемого решения, совершения конкретного действия.
Человек пожертвовал быстротой реакции на изменяющемся вокруг него обстоятельства в силу более важных систем иррациональных, интуитивных решений, координации и управления людьми. И эту нишу должны занять сервисные роботы, восполняющие задачи реагирования на быстроменяющиеся обстоятельства, обеспечивая при этом безопасность для жизни своего подопечного.
Основные направления развития сервисных роботов (автономных и совместных/коллаборативных):
Роботы для человека
-- социальные помощники в быту по оказанию заботы о человеке
-- вождение автомобиля
-- работы по домашней уборке
-- работы по приготовлению пищи
-- сельхоз работы
Роботы для учреждений (государств)
-- соблюдение правил безопасности человеком в помещении, на улице (безопасность по отношению к здоровью людей, пожарной безопасности, политической/информационной)
-- проведение работ по строительству домов, сооружений (в т.ч. в космосе, на других планетах)
-- проведение регламентных ремонтов
-- проведение аварийных не регламентированных работ
-- приготовление пищи по заданию человека
-- охрана
-- природная разведка полезных ископаемых и сырья (в т.ч. глубоководные, наземные, космические)
-- переработка опасных продуктов и сырья
-- медицинские роботы
-- продажа товаров и услуг (промоутеры)
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Вы можете оставить здесь ваш комментарий