28 сент. 2017 г.

CIO и ИТ-решения для бизнеса

Насколько бизнес нуждается в ИТ-решениях, автоматизации процессов управления? Казалось бы очевидный ответ, но не все так однозначно. Дьявол кроется в деталях, так и автоматизация управления предприятием с применением информационных систем не всегда обеспечивает нужную автоматизацию. ИТ-директора, кто имеет сильное влияние на бизнес, не обязательно повышает эффективность и доходность этого бизнес, поскольку этому мешают стереотипы и шаблоны. Примером таких шаблонов может служить покупка разных систем и ожидание чуда от внедрения и оптимизации процессов за счет приглашенных для этого бизнес-консультантов мега-известного консалтера или мирового бренда. Размер ошибки в этом случае зависит только от размера компании, - крупный бизнес идет в сторону SAP не особо задумываясь какую оптимизацию он может получить за счет применения этих ERP-систем, мелкий бизнес - фанатично смотрит на 1с и пытается защититься от очередных посягательств всевозможных новых версий, обновлений  на работоспособность их бизнеса. Облачные решения, которые по-сути должны были решить вопрос по повышению доходности бизнеса за счет сокращения капитальных затрат на покупку оборудования и лицензий в крупном бизнес так и не приживается, а в мало и микро бизнесе очень слабое понимание о таящихся возможностях этих технологий, и, как следствие, ограниченное потребление таких систем. Они заканчиваются в большинстве своем CRM-системой с избыточным функционалом из смежных задач, таких как склад, управление поставками, ценообразованием и т.п.

Вчера я делился своим наблюдением с коллегой, приводя пример того, что 12 лет назад была создана ERP-система для сервисного центра по ремонту и обслуживанию компьютерной техники. Создана была под заказ на основе бизнес-процессов, которые были отточены за предыдущие 8 лет на xls табличках и прочих формах отчета. Они мало в чем изменились по сей день и система прекрасно работает и сегодня без сбоев и "падений". Охватывает все основные задачи от работы с клиентом, формирования заказа-наряда на работы, учет времени инженера, используемых комплектующих и материалов, заказ этих комплектующих у поставщиков, обмен по гарантии, работа с прайс-листами и ценообразованием, по ячеистый складской учет, зарплатный модуль и бухгалтерский. При этом бухгалтерский модуль был интегрирован в общую систему компании-аутсорсера, обеспечивающего для сервисного центра налоговый и бухгалтерский учет. Идеальная модель и работала идеально.
Продав компанию и объясняя бизнес-модель предприятия новым владельцам, в частности как работает ИТ-система я встречал непонимание и удивление  - было откровение, что можно хорошо организовать складской учет, что бы нужная деталь не терялась в закромах инженеров на столах, не копились остатки купленных но не учтенных деталей. А то, что всю бухгалтерию обслуживает не 3 человека на первичке, а только один и при этом по всем операциям кадрового и  бухучета - это было явное открытие.
Думаете эта система была реализована на 1с, - нет и не скажу "увы", поскольку и 12 лет назад и сейчас считаю эту систему перегруженной, недоработанной и слабо подходящей для задач автоматизации бизнеса, замены ручного труда на автоматические процессы. Сколько эта система высвобождает человек из процесса? Сколько нужно еще затрат на сопровождение этой системы и постоянных обновлений и седых волос, когда она в очередной раз падает и теряются данные?
Тогда мы сделали ERP-cистему на Lodus Notes/Domino, когда компания IBM дала разработчикам прекрасный инструмент для создания решений с возможностью репликации данных, обеспечивающих первые облачные технологические решения, правда с определенными оговорками.
Это работало и достаточно хорошо. К сожалению, с появлением новых версий такая возможность для разработки приложений пропала, но даже те приложения, что были созданы работают до сих пор.
Как обстоят дела сегодня? На мой взгляд, ИТ-руководители не добиваются повышения прибильности для своих предприятий, не работают над его эффективностью. Будь это так, они были бы первым лицами и на сайтах своих предприятий их должность шла второй за генеральным директором, показывая тем самым важность их работы для компании. Ведь в руках ИТ-директора есть возможность значительного сокращения затрат, повышения эффективности работы предприятия через автоматизацию процессов и высвобождения человеческих ресурсов из процесса производства, привнося прозрачность в бизнесе вклада каждого сотрудника в доходность.
Когда я слышу от ИТ-руководителей что они являются затратным подразделением предприятия - это только подтверждает мое суждение о роли этого человека в доходности этого предприятия. Сейчас многие производственные предприятия объединяются под одним холдингом, происходит укрупнение бизнеса за счет слияний и поглощений. При этом ИТ-системы "навязываются" как корпоративные решения для всех структурных предприятий. С одной стороны это правильный ход, но делается он не продуманно. И такой подход без реальных процессов оптимизации и автоматизации ни к чем хорошему не приведет и будет очередным мыльным пузырем в структуризации и новых потерях и падении доходности в целом.
Лишь единичные компании понимают ценность ИТ-систем и их роль в оптимизации процессов, автоматизации производства, вывода не основных процессов, требующих больших затрат и низкооплачиваемого труда на аутсорсинг, оставляя у себя ключевой функционал управления этими процессами, быстро и своевременно реагируя на рыночную ситуацию интегрируясь с ИТ-системами поставщиков и покупателей, создавая единую информационную систему где живут комфортно покупатели и продавцы, управленцы и контролирующие их организации.
Эра руководителей, не понимающих сути ИТ-систем и их возможностей заканчивается, и предприятия, где ИТ-директор не является вторым лицом или совладельцем компании вероятнее всего будут медленно умирать, высвобождая место на рынке более прогрессивным компаниями.

Успехов и прогрессивному развитию вашего бизнеса!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Вы можете оставить здесь ваш комментарий